Apr. 5th, 2015

bigbeast_kd: (Джо Блэк!)
Жизнь вышла из воды... точнее, унесла ее с собой. Мы носим ее в теле и должны постоянно пополнять запасы. Вода - колыбель тетрапод, но нельзя же вечно жить в колыбели... хотя почему нельзя - можно. Собственно, наши родственники, - костные рыбы, - по прежнему в ней живут. И процветают. Правда, перспектив у них особо никаких - одна и та же среда, к которой они превосходно приспособлены. А вот тем, кто вышел на сушу, пришлось эволюционировать.

Все многообразие позвоночных, живущих и живших вне воды, относится к одной группе - тетрапод, сиречь, четвероногих. Большинство из них так и бегает на четырех ногах, хотя некоторые встали на две, кто-то вообще лишился ног, кто-то преобразовал их в крылья, а некоторые даже вернулись назад, в воду, превратив ноги снова в плавники. Но все мы одной крови - потомки рыб, отрастивших себе взамен плавников четыре ноги.

Кто же они, эти отщепенцы? Когда рыбы обзавелись костями, часть из них превратила плавники в тонкую кожаную полоску, натянутую на костяные лучи. Это лучеперые рыбы - те, которых мы обычно понимаем под словом "рыбы". Благо, сейчас они составляют абсолютное большинство всех рыб. А другая группа накачала в плавниках мускулы. Это и были наши предки - лопастеперые рыбы или сарктоптеригии (от греческого саркс - мясо).

Гипотетические предположения о том, что лучеперые и лопастеперые - сестринские группы, происходящие от общего предка, не подкреплены ископаемыми находками. Есть доводы как за, так и против родства. А я могу с чистой совестью отрешиться от всяких щук, селедок и макрелей, сосредоточившись на лопастеперых.

Read more... )
bigbeast_kd: (Джо Блэк!)
Но отдельные орденские отряды перешли границу еще перед приказом отходить. Ягайло сразу выставил Орден агрессором и теперь требовал Помереллию и Кульмскую землю в качестве платы за дальнейший мир. Получив отказ он открыл дипломатическую борьбу против Ордена на Констанцском соборе, а потом и войну.

Но его атаки в 1414, 1419 и 1431 годах привели только к тяжелому опустошению прусских и польских пограничных районов и к пагубному ослаблению верховной власти в обоих государствах. В Пруссии дворянство и города объединились в „Прусский союз", который требовал права совместного управления, которого сословия добились для себя тогда почти во всех государствах. Однако, и Ягайло вынужден был предоставить настолько много прав польскому дворянству, что престолонаследник Владислав долго не решался принять кажущуюся ему бесполезной корону. Прусский народ в целом долго оставался верным Ордену. Требование же совместного управления шло настолько в ногу со временем, что было бы удивительно, если бы в Пруссии этого не случилось.

Когда напряжение между союзом и Орденом стало невыносимым, Великий магистр Людвиг фон Эрлихсхаузен призвал в арбитры папу и императора. Союз казался согласным на это, но принял тайком власть польского короля и открыл войну 6 февраля 1454 года хорошо подготовленным нападением на орденские замки. Это была так называемая Тринадцатилетняя война, малая война, так как Польша только однажды вмешалась в нее превосходящими силами. Осенью 1454 года Польша и Союз объединились под Мариенбургом. Маршал Ордена Генрих Рейсс фон Плауэн предоставил крепость себе самой и прошел маршем к Коницу (Хойнице - прим мое), чтобы соединиться здесь с 5000 подходящих наемников. Король следовал за ним со своими поляками и принудил к бою упомянутых наемников, которые, по-видимому, шли беспечно. Однако, хорошо проинструктированные Плауэном, они удерживали позиции под городом твердо до тех пор, пока Плауэн нападением с тыла не разбил многократно превосходящую в силах польскую армию. При известии об этой славной победе силы Союза разбежались от Мариенбурга, и большая часть страны примирилась с Орденом. Чтобы одолеть упрямые большие города, однако, армию наемников пришлось содержать и дальше. Великий Магистр хотел приобрести необходимые средства продажей комменд его камер-баллей и других владений.

Главной была запланирована продажа баллеи Австрия. Братья и суверен страны придерживались очень твердых позиций против продажи, так как Австрия стояла уже под угрозой турок, то есть настоящей войны за веру, для которой Орден и был основан. Кроме того, продажа была бы бессмыслена, так как средствами, которые могли поступить из Австрии или из других немецких баллей, невозможно было спасти Пруссию. Такое заключение дали братья Германии.

Сановники отказались от этой идеи, как нарушения воли основателей. Таким образом, наемникам пришлось закладывать прусские замки и наблюдать, как они продавали их, в том числе и Мариенбург, в 1457 году, королю. Малая война все же шла и дальше, пока Орден и Союз не были полностью истощены. Тогда король смог продиктовать в 1466 году Торуньский мир, который предоставлял ему западную Пруссию и оставлял восточную Ордену только в качестве польского лена.

Непонятно, почему перед окончанием войны не передали высокое звание Великого магистра в руки Дойчмейстера или ливонского ландмейстера и не уберегли его тем самым от позора быть вассалом Польши.

Profile

bigbeast_kd: (Default)
bigbeast_kd

December 2017

S M T W T F S
     12
345 6789
10111213141516
17 1819 20 212223
24252627282930
31      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 26th, 2025 12:03 pm
Powered by Dreamwidth Studios