Jan. 13th, 2015

bigbeast_kd: (Джо Блэк!)
Франция в XVI веке искренне считала себя способной к вещам, до которых ей ползти четверть тысячелетия. В 1539 году Франциск I ордонансом (королевским указом) Виллер-Котре сделал французский язык главным и единственным для всех публичных документов королевства Франция. Но была одна мааааленькая проблемка - что, собственно, такое, - французский язык и как на нем правильно говорить? Это вам не хиханьки-хаханьки, горцы Оверни и Беарна, портовые грузчики Марселя и Руана, купцы Лиона и Парижа, не говоря уж о немцах Лотарингии или кельтах Бретани - все они изъяснялись на малопохожих наречиях.

Ланге д'ойль - диалекты собственно французского языка. То что на белом фоне разными цветами - это не французские языки со своими диалектами.

Проблема делопроизводства в регионах будет мучить бальи, прево и интендантов вплоть до Революции, которая решит ее со свойственным революциям радикализмом. Старый же Режим был обречен на двуязычие, а то и трехязычие (включая отмененную латынь). Но в регионах-то можно было обойтись хоть так - опереться на местный язык или диалект. А что делать с собственно жителями "острова Франция"? Какой у них язык? Как правильно пишутся слова? Как их правильно выстроить в фразу? Как образовать новые?

Вряд ли король и его советники вообще задумывались об этом. Если бы бегущие поперед паровоза французы приступили к реализации прожекта 1560-х годов о всеобщем обучении грамоте - то задумались бы поневоле. Но тут грянули звездные гражданские войны, и о проблеме кодификации языка задумались лишь после падения Ля-Рошели.

В каморке, что за актовым залом доме королевского советника Валантена Конрара репетировал школьный ансамбль собирались литераторы, обсуждавших приемы писательского мастерства и произведения. В отличие от аристократически-оппозиционного отеля Рамбуйе, здесь собирались люди, работавшие на кардинала. Им он и предложил официально заняться тем "чтобы сделать французский язык не только элегантным, но и способным трактовать все искусства и науки". Идея, конечно же, не оригинальная - флорентийская академия делла круска создана еще в 1583 году.

Надо сказать, что будущие академики вовсе не горели желанием получить официальный статус. Его высокопреосвященство они знали хорошо и понимали, что домашней вольницы тот не потерпит. А с другой стороны - не согласишься, вообще запретят собираться. Проект устава Ришелье корректировал лично. Число членов было увеличено до 30, потом до 40, им полагались привилегии, доступные только обладателям высших должностей. Покровителем (протектором) Академии становился лично Арман Жан. 29 января 1635 года Луи XIII выдал королевский патент Французской Академии на охрану и улучшение французского языка.

Печати Академии. Малая - с девизом "К бессмертию!", большая - с профилем Ришелье

Парижский парламент два года отказывался регистрировать патент, обвиняя Ришелье в намерении ввести тиранию и подчинить себе культуру. Как в воду глядели ))) В своем особом мнении Парламент при регистрации рекомендовал Академии ограничиться улучшением, украшением и развитием французского языка, а суждения выносить о книгах только ее членов и тех, кто сам попросит этого. Безусловно, это мнение было очень ценным для Ришелье. Стоит ли говорить, что очень многие литераторы почему-то захотели получить оценку. Самым известным случаем был, конечно, арбитраж по конфликту вокруг корнелевского "Сида". Согласившись передать трагикомедию на оценку, Корнель избавился от преследований - с него сняли обвинение в плагиате, ну и обвинять в восхвалении американского испанского образа жизни после решения уполномоченной инстанции было уже не с руки. Зато самому драматургу пришлось проглотить унизительную оценку пьесы как несомненно талантливого, но стилистически хренового бульварного чтива. По канонам тогдашнего артхауса классицизма, пьеса нарушала единство времени, места и действия, содержала чересчур много сюжетных поворотов и, о ужас, смешивала высокопафосную трагедию с низкой комедией.

И Корнель, и его противник Скюдери впоследствии оба станут академиками. Но всем было наглядно продемонстрировано, кто отныне решает, что литература, а что нет. Со словарем вышло хуже - работа над ним растянулась на 60 лет, и лишь в 1694 году Академия издала Французский академический словарь, впервые установив языковую норму французского языка.

С тех пор и поныне, сделав краткий перерыв на десятилетие 1793-1803, Французская академия решает, каким быть французскому языку и литературе. Покровителем ее традиционно является Президент Республики, а полномочия поддерживаются не только престижем, но и государственным аппаратом Франции.


бессмертные - в зеленых фраках. Судя по всему, зачитывается обязательная еженедельная речь.

Profile

bigbeast_kd: (Default)
bigbeast_kd

December 2017

S M T W T F S
     12
345 6789
10111213141516
17 1819 20 212223
24252627282930
31      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 18th, 2025 12:42 am
Powered by Dreamwidth Studios