Feb. 7th, 2013

bigbeast_kd: (Джо Блэк!)
Рыцарские ордена хотели соединить рыцарство и монашество так, чтобы рыцарь был в то же время монахом. Поэтому жизнь в домах ордена, до тех пор пока процветало дело воспитания, была совершенно монашеской. Вследствие этого в дневных делах первое место по доле в распорядке дня занимали молитвы, входяшие в суточный богослужебный круг. Церковный суточный круг богослужений требовал, если петь его полностью, как для больших домов указывали инструкции, наверное, в общей сложности семи часов. Он был так распределен на все сутки по образцу древнеримского исчисления дня, что "часы" читались начиная с полночи в каждый третий час: Заутреня, Лауды, Первый Час, Третий, Шестой, Девятый Час, Вечерня, Комплеторий. Все здоровые братья должны были собираться к этим молитвам "часов" в капелле, „клирикам по своим книгам читать и петь, недуховным членам ордена читать, для заутрени 13 Отче наш, для каждого другого часа, кроме вечерни, 7 Отче наш, но для вечерни - 9; они должны читать то же самое число Отче наш в часы Торжества Пресвятой Богородицы" (Торжество богородицы - 1 января).

Канонические молитвы часов не могло отменить даже пребывание в поле: „В лагере капеллан должен приказывать звонить ко всем часам в установленное время", „Каждый должен занять свое место перед капеллой, чтобы он мог слышать богослужение"; „если брат проспит заутреню или другой час, его ближайший сосед должен привести его, если он отсутствует, и разбудить, если он присутствует, но спит"; „никакой брат не должен выбирать для себя или своей свиты ночлег, прежде чем маршал его примет, исключая магистров и капеллу".

Самой важной частью регулярного богослужения была Святая Месса. Все братья обязаны были присутствовать на ней. Конечно, они могли праздновать мессу также и в поле. Орден добыл себе привилегии в 1344 и 1368, иметь право праздновать мессу в поле на переносном алтаре и совершать ее после полночи вместо наступления утра.

Поистине потрясающей мерой в духовных упражнениях для времен средневековья было только смягчение в отношении вокального исполнения литургии. При Конраде фон Фейхтвангене еще считалось: литургию нужно петь всюду, где есть по одному клирику и ученику; Дитрих фон Альтенбург снизил это требование до тех домов, в которых есть по двое клириков и учеников и впоследствии ученики и капелланы не из ордена освобождались от ночной литургии. Насколько крепкими были обязательства в отношении богослужений, можно увидеть по нескольким примерам. Когда братья ордена тайком покинули в 1263 году изголодавшийся Рисенбург, они оставили престарелого брата для того, чтобы звонить к часам. Пруссы решились войти в замок только когда колокол умолк. Гарнизон был уже давно в безопасности. В 1492 году возражал муниципалитет Палермо против изгнания братьев ордена всей своей властью, так как литургия совершалась ими к назиданию всего города с особенным торжеством. В Берне братья вопреки декрету о запрете продолжали свою литургию совершать обычным порядком и их пришлось вытаскивать со скамей хора силой.

Уважению к литургии соответствовала тщательность в ритуалах и ритуальных книгах. У ордена была изначально литургия от Св. Гроба. Но он просил в 1244 году о разрешении сменить этот ритуал, который был более непонятен многим братьям, на ритуал братьев-доминиканцев. Папа разрешил им это, так что орден приспособил вскоре после этого их ритуал к своим потребностям в так называемыой „Орденской редакции". Сам ритуал регулировался до мелочей в так называемых Предстояниях, которые образовывали часть большого свода орденских законов.

Литургия с ее великолепными псалмами, гимнами и чтениями формировала в течение многих лет тихое погружение великих истин глубоко внутрь людей, которым оставалось только сознавать, что они избраны поддерживать связь с Богом. Однако, для братьев - не священников с их обязанностью читать множество раз Отче наш существовала опасность поверхностного восприятия молитвы. Все же, такая тихая медитация приглашала в некоторой степени проникнуться торжественностью ритуала. Чтобы сделать возможным более глубокое участие, однако, постановили, что „literati fratres", то есть понимающие по-латыни, вместо Отче наш могут участвовать в богослужении. Нельзя считать их число таким уж незначительным, так как знание латыни было широко распространено и, по опыту, приобретается в необходимой мере в монастырях даже простыми, не являющимися духовными лицами, членами ордена и сегодня охотно и успешно.

Profile

bigbeast_kd: (Default)
bigbeast_kd

December 2017

S M T W T F S
     12
345 6789
10111213141516
17 1819 20 212223
24252627282930
31      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 9th, 2025 05:36 pm
Powered by Dreamwidth Studios