Sep. 3rd, 2012

bigbeast_kd: (10 лет спустя)
Не было бы счастья да несчастье помогло ))) Не дорвавшись до Тумлера, начну писать "от себя". Редактировать и дописывать буду прямо здесь. Фактологическая, стилистическая, художественная и прочая критика приветствуется. Для начала - попытаюсь вписать происходящее в Пруссии в общеевропейский контекст. А то как то популярные авторы игнорируют незнакомство публики со временем.

Европа 13 века - это Европа бурно растущая. Звучит как-то непривычно для нашего уха, но так оно и есть. По оценкам Рассела население Западной Европы с 14,7 млн. человек около 600 г. выросло до 22,6 млн. к 950 г. и насчитывало 54,4 млн. перед «черной смертью» 1348 г. По подсчетам Беннета, рост населения всей Европы происходил с 27 млн. человек в 700 г. до 42 млн. в 1000 г. и до 73 млн. в 1300 г. После Черной Смерти такая численность населения будет достигнута только к 18 веку. Целых три с половиной века - чтобы догнать тринадцатый.

Растущее население гонится за землей. Узкие полосы полей ползут в леса и болота. При этом железо - слишком дорогой товар, следовательно, за каждой такой расчисткой стоит адский труд - деревья надо обтесать по кругу, подождать, пока они умрут, выкорчевать пни, выжечь кустарник. Но альтернативы нет - каждый шажок технологического прогресса в агрикультуре обходится еще дороже, и дает куда менее ощутимый результат. Так что остается наращивать площадь полей, по кусочку, по шажочку приращивая их к старым, давно используемым.

Трудно сказать, насколько увеличилась площадь запашки в 12-13 веках, но с 1150 года палинологи (исследователи пыльцы) фиксируют резкое возрастание доли хлебных злаков в найденной пыльце.
Но одной расчистки мало - и по Европе медлено расползается трехполье. Теперь используются две трети пашни, а еще, если озимые не уродятся - есть надежда на яровые, и наоборот. Те, кто побогаче, открывают для себя плуг - изобретенный еще в Риме, он только теперь получает распространение. Основная же масса земледельцев царапает почву деревянным ралом, в лучшем случае окованным железом, обычно же только обоженным. Глинистая почва Европы сопротивляется, и приходится делать два прохода, потом три. К концу 13 века - четыре прохода. Часто после первой пахоты комья по старинке разрыхляли руками. Но с 12 века все шире и шире распространяется борона. Там где ничто другое не помогает, поле перекапывают лопатой.

Удобрять поля, как правило, нечем. Основной скот - козы и свиньи пасется в лесу. Весь навоз. попавший в поле зрения, тщательно собирается. Некоторые сеньоры облагают своих держателей податью "горшок навоза". В качестве дара тоже может выступать "навоз от одной коровы и ее теленка". Голубятня - это не только вкусное мясо и почтовая служба, но и несколько ведер помета!!! Отсутствие навоза приходится возмещать истлевшей травой, листьями, ботвой и жнивьем. Понятно, что это не лучшим образом сказывалось на росте растений, из-за процветающих в таком мусоре сорняков, вредителей и болезней.

Изобретение хомута позволяет эффективно пахать на лошади, которая быстрее быка или вола. Пусть она дороже, и ее надо кормить овсом, но освобожденная от тяжелого ярма, низкорослая беспородная лошадка все же дает прирост в производительности на 30-40%. Постепенно быки и волы, тянущие плуг, отступают к югу, в те края, где мало овса.

Так, мало по-малу, европейцам удается повысить урожайность полей. Совсем незначительно, едва-едва. С точки зрения нашего времени - совершенно не заслуживающий внимания прирост. Где то от сам-два до сам-три. Одно лишнее зерно - но оно изменило лик Европы. Лишнее зерно - это значит, земледелец может прокормить лишнего человека. Это значит - из него можно что-то выжать на продажу.

Замкнутая замками натуральная экономика получает возможность выйти во внешний мир. Ей теперь есть что продать, а значит, можно что-то и купить. 
bigbeast_kd: (10 лет спустя)
Вскоре после этого схожий удар последовал в Пруссии. Ландмейстер застал Геркуса Монте у Покарбена (Покарвиса). Тот окружил себя по прусскому способа ведения боевых действий несколькими рядами укреплений. При штурме их армия ордена понесла тяжелые потери. После победы пленники приносились в жертву богам. В их числе находился Генрих Хирцхальс из Магдебурга, в доме которого Геркус Монте жил довольно долгое время. Монте добился от своих земляков, чтобы жребий бросался три раза. Когда каждый раз он падал на Хирцхальса, прусский полководец вынужден был предать своего гостеприимца смерти. Он был сожжен живьем верхом на коне.

После поражения при Леневардене отпали жители Эзеля, Миндовг открыто выступил против Ордена и заключил союз с Александром Невским для его уничтожения. Тем самым судьба живущих в Литве братьев ордена была решена. Все они нашли смерть, кроме одного, который спасся заступничеством королевы. С выступлением многих столь могущественных врагов дело Ордена в Ливонии казалось проигранным. Однако, ужасное положение повысило энергию братьев. Они бросились, пренебрегая прочими врагами, немедленно на остров Эзель. Это так напугало островитян, что восстание утихло в кратчайшие сроки.

Тогда они обратились против Миндовга, который хотел объединиться у Вендена с Александром Невским. Невский задержался на несколько недель у крепости Дерпт и прибыл туда слишком поздно, так как Миндовг после напрасной осады Вендена немедленно отступил перед армией Ордена. Ивинский защищает, как уже упомянуто ранее, точку зрения, по которой Жемайтамы всегда играли под крышей Миндовга. Ливонские летописцы уверены, что Миндовг выступил против Ордена только под давлением общественного мнения и делал после неудачи у Вендена тяжелые упреки Тройнату, что тот склонил его к отпадению от Ордена.

Король Литвы как политик и воин доказал свои талант и умение в борьбе против русских, но полностью спасовал перед Тевтонским Орденом. Тем временем замечательный руководитель был приобретен литовцами в лице Тройната, затмившего собой Миндовга. Пожалуй, вследствие этого соперничества Миндовг и нашел вскоре по возвращении от Вендена смерть от руки убийцы. Ливонские хронисты считают Тройната причастным к убийству Миндовга. Эрет направляет подозрение на Тевтонский Орден.

Тройнат предпринял в 1263 году дерзкий набег вплоть до Вика. На обратном пути он был застигнут армией Ордена у Динамюнде, и совершенно разбит ею 25 марта 1263. Ивинский переносит битву при Динамюнде на 9 января 1263, Эрдманн на 9 февраля 1264, Вартеберге описывает набег, как предпринятый сыном Миндовга.

Profile

bigbeast_kd: (Default)
bigbeast_kd

December 2017

S M T W T F S
     12
345 6789
10111213141516
17 1819 20 212223
24252627282930
31      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 13th, 2025 03:17 pm
Powered by Dreamwidth Studios